Пару месяцев назад набрел в соцсети на профиль врача медслужбы Росгвардии Веры А. Судя по редким постам с фото и видео, до СВО Вера служила в Центре военно-врачебной экспертизы в Балашихе.
Ее муж Алексей, комбат ВДВ, погиб в боях за Гостомель на восьмой день СВО. Эвакуировал раненых на боевой машине десанта и попал в прицел снайпера. Похоронив мужа, Вера оставила четырехлетнюю дочь Любашу бабуле с дедом и записалась в медицинский отряд спецназа Росгвардии для выполнения задач вне пункта постоянной дислокации.
9 сентября того же года Вера сопровождала колонну раненых из Изюма в Сватово. Под Боровой нарвались на два украинских Т-80. Расстреляв почти в упор бронетранспортеры сопровождения, танки перешли на огонь осколочными по транспорту с красными крестами.
Из-под огня вырвалась только одна «буханка», в которой по воле судьбы и Бога была и Вера. С перерезанной трассы на Сватово свернули направо. Проехали Изюмское, под Макеевкой чуть не налетели на мобильную разведгруппу укров на легкой бронетехнике, снова свернули направо и попали в Терны.
Там описали обстановку на дорогах командиру 254-го полка 144-й мотострелковой дивизии, и тот сделал вывод, что это мешок. Следующие три недели Вера жила без сердца, иначе ее женское сердце разорвалось бы на части от количества боли бойцов, которых она резала, зашивала, возвращала к жизни и молитвой провожала в мир иной.
В конце сентября к югу от Тернов ополченцы 208-го полка Народной милиции ЛНР и отряды 20-й армии России под прикрытием артиллерии и добробатов БАРС-16 «Кубань» и БАРС-13 «Русский легион» стали отходить из Лимана через Заречное и Торское в Кременную.
Дальше держать Терны не было стратегического смысла, и 254-й полк тоже получил приказ выходить из окружения в Кременную. Прорывались с боями, в одном из которых пулей из крупнокалиберного пулемета Дегтярева-Шпагина Вере оторвало кисть левой руки.
Следующие два года девушка растила дочь, преподавала тактическую медицину в центре подготовки контрактников, а вечерами, насколько давала здоровая рука, учила детей айкидо.
В статусе ее профиля были слова «Любимый написал» и ссылка на блог мужа на платформе самиздата. Еще в Суворовском Алексей увлекся прозой малых форм: писал заметки, эссе и рассказы о жизни суворовских курсантов, о буднях Рязанского высшего командного училища, о боевом дежурстве ограниченного контингента в Сирии…
Среди сотни небольших текстов был один большой — роман в прозе с шутливой отсылкой в заголовке к сказкам Пушкина: «Аслан и Радмила». Беспечно открыл начало и залип на три дня, пока не прочел до конца (с отрывом на обязанности и нужды тела).
Это была история о простых офицерах ФСБ, в чьей жизни переплелись дружба и служба, вера и знание, плоть и бесплотное, война и любовь. (Куда же без любви? Она и есть жизнь). Где комбат взял эту историю — Бог знает. Может и сам сочинил, ведь многое в ней похоже на вымысел. Хотя… зависит от того, насколько смело читатель верит в чудеса.
Язык автора порадовал уровнем преподавания в суворовских и Рязанском. Но особенно радует «матрешечная» форма романа: внутрь прозы вшит второй роман — в стихах. Он тоже отсылает к Пушкину, но не только названием «Евгений Ойогин», а онегинской строфой, количеством глав и строф в главах… Будто автор полностью копирует форму гениального романа, наполняя ее новым содержанием.
Рисковая затея: добровольно обречь свой труд на сравнение с гением. И не просто труд, а сложнейший вид творчества — стихосложение. И не просто с гением, а с великим мэтром рифмы, размера и образа. Вот уж действительно: русского офицера ничем не испугать. Если поймал кураж — любая задача выполнима.
Удивило и то, каким тонким психологом проявил себя Алексей. Вуаль души персонажей он приподнимает внутренними диалогами между их умом (сердцем, желанием, эмоциями) и разумом (головой, ценностями, здравым смыслом). Кто эту разницу изучил, согласится, что наиболее полно и просто она разъясняется в психологии йогов. Выходит, комбат и с этим знанием был знаком?
Сравнивать стихи Пушкина и простого комбата ВДВ желающие найдутся и без меня, поэтому решил этого не делать, а просто читать. Впечатлениями делиться не буду — сами прочтете, если захотите. Скажу лишь, что очень захотел этим поделиться срочно, и с как можно более широкой аудиторией.
Судя по индикатору соцсети, Веры не было онлайн больше месяца. Видимо, ей хватало реального общения. Написал первым пяти контактам из списка ее друзей, что ищу ее для дела. Двое не ответили, трое ответили с подозрением, что в наши дни и понятно. Объяснил, что хочу помочь с синопсисом и рассылкой по издательствам романа ее мужа. Так узнал, что Вера опять ушла на СВО, когда сапог чужака с оружием ступил на Курщину.
То самое чувство, будто нашел в тайге секрет вечного мира во всем мире, и кроме тебя никто его к людям не вынесет. Решил разослать текст без спроса, а параллельно найти Веру и дальше действовать только с ее согласия.
Набросал синопсис, выбрал несколько издательств и уже собрался нажать «Отправить», но притормозил: нарушение авторских прав — уголовная статья как-никак. Подумал и сделал, как обычно, когда сомневаюсь: сходил на исповедь. Батюшка настоял приложить усердие в поисках законной владелицы авторских прав, и с ее согласия рассылать.
Вечером сел искать уже родную, как сестра, Веру, но не обнаружил даже знакомого профиля в соцсети: будто она зашла и скрыла его, пока я исповедовался. Сутки терзал строку поиска — без толку. Снова пришел к внуку калифорнийских миссионеров отцу Миклухе МакФлаю.
— Что ж, сын мой — вздохнул отец Миклуха. — Есть способ честно слямзить: опубликуй и расскажи, где, как и у кого слямзил. Найдешь Веру — отдашь права. Иначе — геенна огненная! — и добродушно захохотал.
Вот, собственно, что и делаю — публикую украденное. Не судите строго.